История Ватикана.

Мученической смертью погибли первые шесть пап, включая легендарного апостола Петра — первого римского епископа.

Как гласит легенда, апостол Петр, ближайший ученик Христа, прибыл в Рим из Антиохии в 25 г. и возглавил христианские общины. Титул «папа» (от греческого «паппас» — отец, наставник) появился лишь в V в., когда римские епископы подчинили своему влиянию все епархии Апеннинского полуострова и за его пределами. Возвышение римской церкви началось в конце III в., когда она получила право назначать епископов на территории Римской империи и даже в другие страны, а ее глава стал претендовать на роль руководителя вселенской церкви.

В V в., после низложения последнего императора Западной Римской империи, римские епископы оказались фактически единственными представителями власти в Риме и сосредоточили управление им в своих руках. Окончательно папское государство сложилось в VIII в., когда франкский король Пипин Короткий в благодарность за поддержку, оказанную ему папой Стефаном II, подарил ему Римскую область, а также часть Равенны и Катаньи. Так на карте Европы в 756 г. появилось новое государственное образование — Папская область. Для обоснования теократических притязаний пап появляется ряд фальшивых документов, подложный характер которых был доказан еще в XVI—XVII вв. Один из них — это грамота под названием «Константинов дар», согласно которой в IV в. римский император Константин якобы передал верховную власть над западной частью Римской империи папе Сильвестру I. А в IX в. в папской канцелярии были сфабрикованы «Лжеисидоровы декреталии», оправдывавшие борьбу пап за верховенство над светскими государями Западной Европы.

В более или менее неизменном виде Папская (Церковная) область просуществовала до 1870 г. Все это время папы усиленно боролись за укрепление и распространение своей власти.

Свое влияние католическая церковь пыталась распространить и на области, ей не подвластные. Неоднократно и на Русь направлялись делегации из Рима, которые самыми изощренными способами пытались склонить русских царей к принятию католицизма, однако безуспешно. «Ваш папа — волк, а не пастырь» — в этой четкой афористической фразе Иван Грозный выразил традиционное отношение русских к попыткам Рима прибрать к рукам их родину.

Значение католической церкви в средние века определялось прежде всего тем, что она превратилась в интернациональный центр феодальной системы. Всей своей мощью обрушилось Папское государство на антифеодальные народные движения, считавшиеся «ересями». В XIII в. для борьбы с ними была учреждена Святейшая инквизиция, стяжавшая печальную славу и превратившая церковь в самое страшное орудие абсолютизма.

В 1809 г. Наполеон ликвидировал Папскую область и присоединил ее к Франции. Тем не менее после его разгрома Венский конгресс в 1815 г. восстановил светскую власть папы на территории бывшей Папской области, но последняя уже не могла занять прежнего положения. Во время революции 1848 г, когда вся Италия была охвачена народными востаниями, папа бежал из столицы. В 1849 г. Рим был провозглашен республикой. Римская республика просуществовала недолго. Папа вновь занял место в Вечном городе, но под охраной штыков Наполеона III. Последняя реставрация светской власти пап была недолгой, процесс объединения Италии настоятельно требовал ликвидации церковного государства. 20 сентября 1870 г. Рим был занят итальянскими войсками. Так перестала Папская область. Светская власть папы была упразднена. Все это привело к длительному конфликту между папой и итальянским государством. Папа Пий IX объявил себя «добровольным узником Ватикана» (его преемники не покидали пределов Ватикана до 1929 г.).

В 1929 г, когда отношения между Ватиканом и итальянским государством были урегулированы, папе была возвращена светская власть, но она стала распространяться не на всю Центральную Италию, как это было в прошлом. По Латеранским соглашениям (конкордату) между папским престолом и тогдашним правительством Италии, заключенным в 1929 г , были определены нынешние границы Ватикана, и за ним признавался суверенитет в международных делах. Помимо всего прочего эти соглашения предусматривали огромную денежную компенсацию за потери, понесенные папой после ликвидации Папского государства. Одновременно конкордат возвращал католицизму положение государственной религии в Италии. Ватикан был первым государством, подписавшим в 1933 г. конкордат с нацистским правительством Гитлера. Ватикан был одним из организаторов тайных переговоров о сепаратном мире между Гитлером и Муссолини, с одной стороны, и США с Великобританией — с другой.

В последние годы расширялись дипломатические связи Ваттикана. Если в 1967 г. Ватикан имел 80 зарубежных представительств, то к концу 1983 г. их стало 133, в том числе 12 при международных организациях. Если в 1967 г. ватиканских дипломатов было 180, то теперь их 241. Кроме того, 122 представительства Ватикана имеются при правительствах различных стран, 95 — в развивающихся странах.

Восстановлены, несмотря на протесты Национального совета церквей США, дипломатические отношения между Вашингтоном и Ватиканом.

Некоторые изменения произошли во взаимоотношениях Ватикана с Италией. 18 февраля 1984 г. в Риме был подписан новый конкордат, вносящий изменения в Латеранские соглашения. В конкордате, подписанном в свое время с «дуче», католицизм официально объявлялся государственной религией Но новый конкордат, провозглашая, что итальянское государство и Ватикан «независимы и суверенны», предоставляет итальянцам полную свободу выбора религии. По новому договору статус Рима изменен теперь это не «священный город», а «город особого значения» Как известно, в Риме до сего времени были официально запрещены продажа книг, постановка спектаклей и показ кинофильмов, способных, по мнению Ватикана, нанести ущерб католицизму.