Экономика Монако

Более 10% территории современного Монако отвоевано у моря. Сейчас здесь фешенебельные отели чередуются с банками и конторами крупнейших международных корпораций. Возникает вопрос: зачем понадобились эти миллиардные затраты на осушение моря, когда рядом, на территории Франции, площадей, не освоенных строительством, больше чем достаточно? Ответ на этот вопрос раскрывает «секрет» и сравнительного экономического благополучия Монако, и строительного бума в княжестве, который не утихает до сих пор. Давно прошли те времена, когда Монако почти полностью жило за счет доходов от казино Монте-Карло и эмиссии почтовых марок. Конечно, игорные дома до сих пор забиты игроками, но «Общество морских купаний», которому принадлежит казино в Монте-Карло, дает казне всего около 5% общего дохода.

Основу экономического благополучия современного Монако составляют промышленность и торговля: они дают около 70% доходов государственного бюджета и обеспечивают почти 70% рабочих мест. Каждый второй житель княжества занят в промышленном производстве. В различных отраслях промышленности (электронной, электромеханической, химической, фармацевтической, малой металлургии и др.) и сфере услуг работают около 20 тыс. человек.

Марка «сделано в Монако» пользуется довольно широкой популярностью в мире. В княжестве выпускаются электронные узлы и приборы, используемые на предприятиях французской авиастроительной компании «Сюд-Авиасьон», фирмами «Матра», «Томпсон» и НАСА (Национальное управление по астронавтике и исследованию космического пространства США). Электрическими вентилями, реле и переключателями монакского производства оснащены англо-французские сверхзвуковые пассажирские самолеты «Конкорд» и электробытовые приборы, продающиеся на западноевропейских рынках. Как сообщала парижская газета «Фигаро», американские астронавты, побывавшие на Луне, пользовались в космосе электробритвами, изготовленными и Монако.

В княжестве имеются также предприятия пищевой, легкой, фармацевтической, химической промышленности, строительных материалов. Развиты производство фаянса, керамики, майолики, изготовление сувениров, товаров женской одежды и косметики, конфекционной промышленности, продажа цветов.

Около 20% доходов Монако получает от иностранного туризма. Обслуживанием туристов занимается большая часть здешних жителей. В княжестве за последнее время построено несколько десятков гостиниц, действуют музеи, оперный театр, Зоологический и Экзотический сады. Яхт-клубы, пляжи, плавательные бассейны, спортплощадки, корты, площадки для игры в гольф, большое количество ресторанов, кафе, баров, знаменитые игорные дома — все эти развлекательные заведения привлекают иностранных туристов и перекачивают их деньги в казну Монако. Довольно большую лепту в общий доход от туризма вносит компания «СБМ» («Сосьете де бэн де мер») — «Общество морских купаний», которой до сих пор принадлежат 3 крупные гостиницы, 2 казино, 50% акций третьего игорного дома, оперный театр, спортивный клуб, 14 ресторанов, 3 дискотеки, 2 ночных клуба и многое другое. Ежегодно Монако в среднем посещает около полумиллиона туристов.

С целью поощрения туристического бизнеса властями Монако еще в 70-х годах было принято решение о расширении и модернизации гостиничного хозяйства.

В княжестве нет налогов на движимое и недвижимое имущество, а также на личные доходы. Монополии выплачивают довольно мизерные проценты с делового оборота. Но для Монако даже эти проценты с крупнейших международных корпораций оборачиваются круглыми суммами. Журнал французских деловых кругов «Ви франсез» писал: «У князя Ренье скалы просто золотые».

На крошечной территории княжества разместились правления более чем 800 международных компаний и 50 банков, которых привлекает в страну благоприятный налоговый режим. Один известный французский журналист как-то сравнил представительства иностранных монополий в княжестве с кораблями, плавающими под подставными флагами. В интервью журналу «Пуэн» князь Ренье заявил, что он «рассматривает себя прежде всего как руководителя предприятия». И действительно, за последнее время Монако превратилось в крупное финансовое предприятие, в «рай» для капиталов и капиталистов. Вклады в монакские банки только за один 1983 г. по сравнению с предыдущим годом возросли на 73% и достигли суммы 15 млрд. фр.

Американский бизнес также не оставляет без внимания мини-княжество на берегу Лигурийского моря. Стремясь открыть новый рынок, монакские власти еще в 1972 г. обратились к американской группе «Лев», которой было поручено построить в княжестве целый комплекс, включающий, в частности, дворец из 660 комнат. Главное же нововведение, которое принес с собой в Монако «Лев»,— это открытие в одноименной гостинице зала американских азартных игр («блэк-джек», американская рулетка, «крэпс», «пунто манко»), оснащенного также игральными автоматами. Контракт, подписанный между «СБМ», имеющим монопольное право на игорное дело в княжестве, и американской компанией, предусматривал совместную эксплуатацию с paзделом дохода пополам.