История Андорры

Иберийский полуостров и Пиренеи издревле были местами заселения человека. Первые поселения на территории современной Андорры относятся еще к ледниковому периоду. В периоды временного отступания ледников, каждый продолжительностью во многие тысячи лет, в Европу проникают первые переселенцы из Северной Африки. Привлеченные удобными для стоянок естественными пещерами в Пиренеях и других горных системах на севере Испании и юге Франции, они начинают постепенно осваивать этот район.

В эпоху позднего палеолита, после последнего отступания ледников и как следствие этого потепления климата в Европе, человек окончательно заселяет эту территорию. Основными занятиями людей эпохи палеолита были охота и собирательство, позднее —рыболовство. В местах стоянок первобытного человека до сих пор находят орудия, которыми он пользовался — оббитые каменные наконечники, примитивные скребки для разделки убитых на охоте животных и т. д.

В пещерах, которые люди каменного века использовали в качестве жилищ, помимо орудий труда археологи находят многочисленные изображения животных: мамонтов, бизонов, носорогов, лошадей. В Пиренеях — на севере Испании и юге Франции — повсюду мы встречаемся с первыми попытками самовыражения человека. Это наскальные рисунки знаменитой пещеры Альтамира в испанской провинции Сантандер на берегу Бискайского залива, пещера Ла-Мадлен во Франции (департамент Дордонь), Ориньяк у подножия Пиренейских гор (департамент Верхняя Гаронна).

Археологические находки и наскальные рисунки в Андоррских Пиренеях не получили такой известности, как в более доступных местах, и ждут своего часа, когда ученые займутся вплотную их исследованием и описанием.

На смену первобытному состоянию человечества пришел рабовладельческий строй, сменившийся ранним феодализмом К этому времени и относится возникновение княжества Андорра, первое упоминание о котором мы встречаем в 805 г.

В начале VIII в. вся территория Пиренейского полуострова была завоевана арабами. Мощной волной прокатились войска завоевателей по Испании и Португалии, покорилась им и маленькая Андорра. Дальнейшее продвижение мавров было остановлено в 732 г. в битве при Пуатье франкскими войсками во главе с Карлом Мартеллом — фактическим правителем Франкского государства при последних Меровингах.

В IX в. арабы были окончательно изгнаны за Пиренеи. Согласно дошедшим до нас легендам, огромную роль в одном из решающих сражений сыграли андоррские жители, проведшие армию франков тайными тропами через перевал Фонтор жент, что вызвало панику у мавров, не ожидавших нападения с тыла, и способствовало успешному исходу битвы при Пуатье. История сохранила для потомков имя смельчака, возглавлявшего отряд андоррских партизан,— им был житель Долин Марк Альмогабер. Далее в предании говорится, что Людовик Благочестивый, под руководством которого было наголову разбито арабское войско и который впоследствии стал франкским императором, был настолько потрясен великолепием горной страны, что сравнил ее со знаменитыми библейскими местами в Палестине и даровал ей соответствующее название Эндор в честь победы христиан над мусульманами. Позднее оно трансформировалось в Андорру.

Официально же считается, что название страны Андорра — произошло от слияния двух иберийских слов: «Андо» — высший и «оре» — железо. Наряду с этим существует и вторая версия, по которой долины Валиры и Ордино получили название от кельтских слов: «ан» (дуть) и «дор» (дверь). И то и другое названия вполне закономерны: Андорра издавна богата железом, а долины страны, образуя своего рода «дверь» из Испании во Францию, действительно продуваются сильными ветрами с Атлантики и Средиземного моря.

Людовик освободил Андорру от налогов и «подарил» эту территорию урхельскому графу Сизебу, который получал с ее жителей ежегодную символическую дань: двух форелей из Валиры. Это решение о даре дорого обошлось андоррцам, поскольку отец Людовика Благочестивого, франкский император Карл Великий, еще ранее преподнес Андорру в подарок Урхельскому епископу. Кстати говоря, в самой стране именно Карла Великого, а не его сына считают основателем княжества, хотя он никогда здесь не бывал.

Результат подобной несогласованности действий между их величествами не замедлил сказаться: почти четыре века андоррцы страдали от постоянных распрей между графской семьей и урхельскими епископами за обладание Долинами. В 819 г. (официальный год основания государства) Андорра получила из рук французского короля «письмо свободы», которое давало право независимости ее жителям. По тем временам Андорра совсем не считалась «карликом» (ведь вся Западная Европа была раздроблена на крошечные княжества, напоминая лоскутное одеяло), поэтому она представляла собой «лакомый кусочек» для своих более могущественных соседей.

Постоянная вражда между феодальными сеньорами Урхеля закончилась победой епископа, которому в 1133 г. наследники графа Сизебу отдали эту территорию «в вечное пользование» вместе с правом ежегодно получать к столу двух форелей.

Однако бедствия Андорры на этом не закончились. Урхельский епископ в борьбе за власть над пастушескими общинами Валиры и Ордино активно пользовался помощью графа де Фуа, владевшего огромными территориями по другую сторону Пиренеев. Французские графы, обширные владения которых охватывали значительную часть гор, решили, что Андорра с ее залежами железной руды и прекрасными пастбищами для скота явилась бы неплохим дополнением к родовым поместьям. Однако Урхельский епископ, поддерживаемый Ватиканом, не намеревался сдавать вновь отвоеванные земли без боя, и еще много было пролито крови, прежде чем 8 сентября 1278 г. в андоррском городе Эскальдесе был подписан договор, по которому обе стороны разделили сферы влияния в стране. В присутствии арагонского короля Педро III граф Роже Бернар III Фуа и епископ Урхельский Пьер де Кастробоно скрепили своими подписями так называемый «Акт-пареаж», по которому светская власть передавалась семейству Фуа, а духовная — епископам Сео-де-Урхеля, влияние которых в Андорре далеко выходило за обусловленную договором сферу деятельности. Епископ и граф стали называться князьями-соправителями и получили право назначать в Андорру своих представителей — вигье, фактически управлявших страной. В договоре также определялась та дань, которую андоррцы должны были платить поочередно каждый год своим «высоким покровителям».

Таким образом, в результате ожесточенной борьбы между испанскими епископами и французскими феодалами Андорра попала в вассальную зависимость от своих ближайших соседей. Но если у южного соседа власть по-прежнему принадлежит епископу Сео-де-Урхеля, то во Франции произошли определенные изменения.

Вначале графы де Фуа породнились с правителями Наварры, а город Фуа с его крепостью стал вотчиной этого королевского дома, к которому перешли права на протекторат над Андоррой. Затем один из графов Фуа, бедный родственник монархов Франции — Генрих III Наваррский, в 1572 г сочетался браком с Маргаритой Валуа, дочерью французского короля Генриха II и печально известной Екатерины Медичи, а через 17 лет после этого он занял престол Франции под именем Генриха IV (фактически же Генрих IV начал царствовать через 22 года, в 1594 г.). Таким образом, право на сюзеренство над Андоррой перешло к французским королям.

Между испанскими епископами и французскими королями часто велись тяжбы из-за принсипата, нередко заканчивавшиеся вооруженными столкновениями.

Возможно, что непрекращавшаяся борьба за господство между испанскими епископами и французскими феодалами, не позволявшая ни тем ни другим поглотить Андорру, во многом способствовала тому, что она осталась независимым государством, правда, независимым в рамках средневековых правовых норм. Надо отметить, что андоррцы очень гордятся независимостью своей страны, недаром в государственном гимне звучат такие слова: «Я одна являюсь единственной дочерью императора Карла Великого, верующей и свободной вот уже одиннадцать столетий. Верующей и свободной останусь я всегда».

Великая французская революция, нанесшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю внутри Франции, выступила как мощная преобразующая сила и на международной арене. Эти преобразования затронули и Андорру дремавшую в путах феодализма в недоступных Пиренеях. Франция отказалась от своих прав на эту территорию. Однако уже в 1806 г. Наполеон специальным декретом восстановил вассальные отношения с Андоррой, подтвердив при этом ее право на независимое существование. С тех пор по настоящее время глава французского государства неизменно является соправителем Долин. Так по иронии судьбы президент Французской республики является одновременно князем Андоррским.

Жизнь андоррцев за последние 100 лет редко прерывалась какими бы то ни было потрясениями. К самым важным событиям можно отнести провозглашение конституции страны (так называемый «Проект реформы, принятый в Долинах Андорры 31 мая 1866 года») и последовавший за этим созыв Генерального совета Андорры (парламента), а также ограничение светской власти Урхельского епископа во внутренней жизни общин. Начиная с 1867 г. веками сохранявшаяся власть епископа в Андорре была сведена лишь к церковным делам. В наши дни фактические права соправителя принадлежат губернатору испанской провинции Лерида, на территорий которой находится епископство с центром в Сео-де-Урхель. Губернатор Лериды даже утверждает священников в андоррских приходах.

Осенью 1933 г. в Андорре произошло событие, получившее название «Андоррская революция». В результате народных волнений андоррцы добились отмены некоторых феодальных пережитков, а именно они получили ряд льгот в пользовании общинными землями, лугами, лесами и водами, а также завоевали всеобщее избирательное право для всех мужчин старше 25 лет, правда утерянное вновь менее чем через десятилетие (в 1941 г.). До этого право голоса имели лишь главы семейств.

В 30-х годах в Андорре объявился некто Борис Скосырев, 38-летний русский эмигрант, претендовавший на пустующий престол Долин. Этот авантюрист, прекрасно изучив небогатую событиями историю Андорры и заручившись поддержкой влиятельных лиц, видимо, решил, что если есть княжество, то почему бы не быть князю, и в 1934 г. совершил попытку захватить власть. Попытка увенчалась успехом, и ему удалось объявить себя андоррским князем, а вскоре и королем Борисом I. Закончилось его «царствование» весьма плачевно: этот калиф на час в 1941 г. был отправлен в немецкий концлагерь Верно на оккупированной территории Франции. Андорра же фашистами оккупирована не была.

Крошечное пиренейское государство до сих пор находится под двойным суверенитетом — Франции и Испании, определенном в 1278 г., а точнее, под протекторатом французского президента и испанского епископа. Андоррцы все еще платят своим «сюзеренам» ежегодную дань: по четным годам — католическому прелату, по нечетным — главе Французской республики. Правда, дань эта носит в настоящее время символический характер.

В Париж, в Елисейский дворец, андоррцы отправляют кожаный мешок с 960 франками (монетами), а в Испанию в таком же кожаном мешке — 460 песет. При этом предшественник Урхельского епископа, живший в XIII в., оказался предусмотрительнее французской стороны: согласно договору, духовный владыка в отличие от светского получает не только деньги, но и много всякой снеди к праздничному столу на рождество (окорока, колбасы, сыры, цыплят, пару упитанных барашков да изрядное количество красного вина), которая при нынешней растущей дороговизне стоит не одну тысячу песет. Почетная миссия — проверять качество и свежесть продуктов — лежит на мэре столицы Андорры — города Андорра-ла-Вьеха.

Соправителям Андорры не так уж часто доводилось встречаться — всего два раза за семь веков, прошедших с момента подписания Акта о взаимном признании прав в 1278 г. Обе этих встречи произошли уже в наше время. Первая — в 1973 г. в Каоре, где французский президент Жорж Помпиду и Урхельский епископ-каталонец Хоан Марти Аланес обсудили некоторые насущные проблемы управления «своим княжеством», а вторая — в 1978 г. в Андорра-ла-Вьехе во время празднования 700-летия суверенитета Долин.